Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Социальная ситуация развития. Создание условий, способствующих социальной ситуации развития детей дошкольного возраста Социальная ситуация развития в доу по фгос

Почему сегодня мы так часто говорим о социальной ситуации развития ребёнка - дошкольника? Почему вопросы социальной ситуации развития ребёнка так волнуют умы известных теоретиков и заинтересованных практиков?

Проблема личностного развития ребёнка дошкольного возраста в условиях социальных ситуаций развития привлекала внимание выдающихся отечественных учёных, таких, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.

Впервые понятие «социальная ситуация развития» было введено Л. С. Выготским, по мнению учёного, оно объединяет основные характеристики возрастного периода развития, включающие центральные психические новообразования и возрастные изменения всей психики ребенка в целом, а также, отношения ребёнка с окружающей социальной средой, которая накладывает отпечаток на его личностное развитие. Учёный считал, что каждый этап детского развития характеризуется своей социальной ситуацией. С течением времени, данная область исследования пополнялась новыми научными знаниями.

По мнению А.Н. Вераксы, «социальную ситуацию развития можно охарактеризовать как систему требований, которые предъявляются «миром взрослых» к ребенку, и тех прав, которые ему этим «миром» предоставляются. Именно в такой ситуации у ребенка появляется возможность не только присвоить социальный опыт, но и сделать шаг в своем развитии…»

По выражению А.Г. Асмолова, без понятия «социальная ситуация развития», нет представления о ведущей деятельности. По мнению учёного, социальная ситуация развития выступает в буквальном понимании как источник развития личности ребенка, различные формы деятельности, характерные для определённого детского возраста, позволяют реализоваться социальной ситуации развития личности ребенка, взятой на себя социальной роли, которую выполняет ребенок в тех или иных отношениях.

Вопросам социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста уделено внимание в одном из самых значимых современных документов системы дошкольного образования - Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где указывается на важность условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (Пункт 3.2.5.): «обеспечение эмоционального благополучия детей, поддержку индивидуальности и инициативы, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, построение вариативного развивающего образования, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка».

Обратим внимание на составляющие понятия «социальная ситуация развития».

Социальный - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.

Ситуация – совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение.

Развитие - процесс формирования организма или его отдельных частей и органов. В отличие от роста - процесса, связанного главным образом с количественными явлениями, развитие направлено на качества, которые присущи индивиду от рождения и могут развиваться под воздействием обучения и воспитания.

Таким образом, социальная ситуация развитии, не что иное, как система общественных, связанных с жизнью людей в обществе отношений, совокупность обстоятельств, условий, процесса, связанного главным образом с количественными явлениями (изменениями), направленными на формирование качеств, которые присущи индивиду от рождения и развивающихся под воздействием обучения и воспитания или окружающей социальной среды.

Непременно, условия современной социальной или точнее сказать, социокультурной среды и её особенности способны оказать значительное влияние на социальную ситуацию развития ребёнка дошкольного возраста, а через неё и на его личностное развитие. Состояние современной социокультурной среды можно охарактеризовать следующими особенностями:

1. Культурной неустойчивостью окружающего мира, смешением культур в совокупности с многоязычностью, разносностью и иногда противоречивостью предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру;

2. Большим количеством агрессивных источников информации (телевидение, интернет), отличающихся сложностью восприятия и интерпретации получаемой информации для ребёнка;

3. Сложностью окружающей среды с технологической точки зрения, нарушением устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям, отсутствием реального перехода от авторитарной педагогики к построению разнообразных форм совместной деятельности взрослых и детей, неумению взрослых признать у детей «право на ошибку».

4. Агрессивностью окружающей среды и ограниченностью механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличием многочисленных вредных, негативно влияющих на здоровье детей факторов, как физических, так и психических.

Какие направления и формы работы, используемые в ДОО, могут служить профилактикой влияния негативной информации извне и способствовать созданию благоприятной социальной ситуации развития ребёнка?

1. Реализация образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с другими образовательными областями.

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» .

2. Развитие социальных навыков: навыков общения со сверстниками, умения выходить из конфликтной ситуации, навыков обхождения с чувствами (навыки регулирования чувствами), навыков альтернативы агрессии, навыков преодоления стресса, навыков позитивной социализации.

3. Развитие социальной компетенции.

Известно, что социальная компетентность человека – способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими людьми, поддерживая с ними хорошие отношения в любой ситуации. Для этого необходимо научить детей:

выделять из потоков информации ту, которая актуальна для решения определённой образовательной задачи;

научить находить недостающую информацию, в том числе правильно формулируя вопрос и находя нужного адресата;

сформировать навыки совместной со сверстниками коллективно- распределенной деятельности;

воспитать культуру предпочтения нравственных способов достижения целей из возможных вариантов.

4. Разработка и реализация интегративных познавательных маршрутов. В процессе освоения познавательных маршрутов проводятся практико ориентированные мероприятия для детей: экскурсии по историческим местам, посещение и организация выставок, знакомство с художниками, с произведениями писателей, поэтов, активное участие в проектах, региональных конкурсах, посвященных традициям, культурным событиям той местности, того города или села, где живёт ребёнок.

Интегративные познавательные маршруты позволяют решать познавательные задачи, дают возможность выполнить социально-

ориентационные задачи образования: воспитывать у детей чувства принадлежности к ближайшему социальному окружению, гордость за свой край, достоинство формирующегося гражданина, способствуют созданию благоприятной социальной ситуации развития ребёнка, его позитивной социализации в социуме.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1987.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Коротаева Е.В., Андрюнина А.С. Научно – методическое сопровождение регионально – ориентированно программы для детей дошкольного возраста, Западно-Сибирский педагогический вестник, № 2 / 2014.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. - 176 с.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

3.2.8. Организация должна создавать возможности:

1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).

3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.

3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).

Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.

Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе.

3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.

3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.4.4. При организации инклюзивного образования:

при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;

при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации 6 , могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

3.5. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

3.6. Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.6.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.

3.6.2. Финансовые условия реализации Программы должны:

1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

2) обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей;

3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.

3.6.3. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типа Организации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией:

расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;

расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.

Дошкольный возраст (3–7 лет) - особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Импульсивное поведение ребенка начинает подчиняться нормам и правилам поведения. Закладывается внутренний образ «правильной» модели поведения. Этот образ выступает регулятором и является примером, с которым ребенок сравнивает свое поведение, происходящее или планируемое.

Главные достижения, которыми овладевает ребенок к 7 годам: осознание и регуляция поведения, самосознание, логическое мышление. Ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет; знает свое положение в системе отношений с другими людьми; осознает свои внутренние переживания: желания, предпочтения, настроение. Он отделяет себя от взрослого и открывает свою внутреннюю жизнь.

В дошкольном периоде ребенок переходит от мира предметов к миру людей. Он выходит за пределы семейного окружения, устанавливает новые отношения с более широким кругом людей, состоящим из других детей и взрослых. Овладение речью позволяет общаться все чаще и с разными людьми. Темы общения все меньше зависят от наличной ситуации. Также ребенок попадает в систему социальных отношений, где взрослый является носителем социальных ролей (продавец, полицейский, врач).

Общение проходит ряд этапов:

Внеситуативно-познавательная форма общения (от 3 до 5 лет). Обостренная познавательная потребность ребенка ведет к тому, что он начинает задавать взрослому огромное количество вопросов рода «почему?», «зачем?», «как?» по самым разнообразным темам. «Почему птицы летают?», «Откуда берется вода в кране?» и т.п., на все это они хотят знать ответ и взрослый выступает в роли носителя знаний, ходячей Википедии.

Такое общение позволяет ребенку сильно расширить рамки мира, доступного для познания . Так как сам ребенок не способен объективно познать окружающий его мир, то взрослый должен передать ему свои знания: что существуют причины и следствия, различные отношения между предметами, явлениями, людьми; объяснить суть и назначение вещей и т.д. Данное общение выступает значительным условием развития мышления и познавательных интересов дошкольников . Все знания, полученные самостоятельно и знания полученные от взрослого, ребенок собирает в цельную модель мира, которой пытается объяснить все на свете.

У ребенка все больше проявляется потребность в уважении со стороны взрослых. Ему нужна позитивная реакция с их стороны - похвала и одобрение. А замечания и упреки воспринимаются как личная обида. Повышенная обидчивость свойственна для данного периода и со временем проходит.

Внеситуативно–личностная форма общения (начинается около 6 лет) позволяет ребенку приобщиться к жизни взрослых, к правилам взаимоотношений и к человеческим ценностям.

Ребенку становится интересно знать различные аспекты существования взрослых: кем они работают, где живут, кто живет вместе с ними, чем они интересуются и т.п. Охотно же ребенок рассказывает и о своей жизни, интересах, своем отношение к чему-то. Становиться важным, установить доброжелательное отношение с взрослыми, получить их уважение и понимание. Ребенку важно достичь общности взглядов и оценок с взрослым, чтобы понять и закрепить «правильность» усвоенной им точки зрения, т.к. взрослый выступает образцом поведения.

Данное общение, ориентирует ребенка в правилах поведения и повышает эффективность воспитания. Поэтому, когда ребенок ябедничает, например: «Алеша рисует на обоях!», то он хочет убедиться, что такое поведение выходит за рамки правил (рисовать на обоях нельзя), и сообщить взрослому, что ему это правило известно. Жалоба - это косвенная просьба подтвердить или опровергнуть то, что он для себя выделил, как правило.

Благодаря двум данным формам общения, ребенок понимает и входит в сложный мир людей. Он учится ориентироваться среди норм и правил, устанавливать отношения с окружающими. Усваивая такой опыт и знания, ребенок начинает проигрывать его в сюжетно-ролевых играх и применять в повседневности.

Общение со сверстниками

В дошкольном возрасте общение со сверстниками отличается от общения с взрослыми и имеет ряд особенностей:

  • Чрезвычайная эмоциональная насыщенность и раскованность контактов со сверстниками. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше эмоциональных проявлений, чем с взрослыми. Разговоры с другими детьми чаще сопровождаются резкими интонациями, криком, смехом, чаще происходят конфликтные ситуации. Общаясь со сверстниками, ребенок может навязывать свою волю, успокаивать, требовать, обманывать и прочее. Здесь впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, выражение обиды, кокетство, фантазирование и др.
  • Нестандартность и непредсказуемость . Ребенку при взаимодействии со сверстниками присуща особая раскованность, он использует самые неожиданные и оригинальные действия и движения: прыгает, принимает причудливые позы, кривляется, визжит, передразнивает и т. п. Если взрослый несет для ребенка образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, нестандартных проявлений, помогая проявить самого себя и свое творчество.
  • Преобладание инициативных действий над ответными. Для дошкольника значительно важнее его собственное высказывание или действие, тогда как инициатива сверстника поддерживается им значительно реже, а иногда игнорируется. По этой причине у детей часто происходят конфликты и обиды.
Общение со сверстниками также проходит ряд этапов:
  1. Эмоционально-практическое общение (2–4 года). На данном этапе наиболее важно выразить самого себя, добиться внимания и соучастия со стороны другого ребенка. При этом сам ребенок не замечает желания и чувства своего товарища. Взаимодействие и совместные игры носят внешний характер: дети бегают друг за другом, прячутся, кричат, кривляются, действуют по типу повторения простых действий: «ты прыгаешь - я прыгаю», «ты кричишь - я кричу». Ребенку необходимо чтобы сверстник присоединился к его действиям и шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Такое общение обязательно ситуативно и зависит от конкретной обстановки. Привлекательный предмет может легко занять внимание детей и прекратить их общение. Вместе играть с одной игрушкой, они не умеют, из-за этого часто конфликтуют. Утверждение и отстаивание своего «Я», идет прежде всего, через демонстрацию собственных игрушек и предметов - «Это мое!».
  2. Ситуативно-деловое общение (5–6 лет). Дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать поведение партнера для достижения общего результата. Во главе угла становится потребность в сотрудничестве со сверстником, его признание и уважение. Реализуется это, прежде всего в игре. Также проявляется пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. Ребенок может демонстрировать свои преимущества и достижения, а промахи и неудачи пытаться скрыть. В общении появляется конкурентное, соревновательное начало, значительно возрастает число конфликтов. Возникает зависть, ревность и хвастовство. Ребенок начинает оценивать путем сравнения с другими детьми.
  3. Внеситуативно-деловое общение (6–7 лет). В этот период становится возможным «чистое общение» не связанное с игрой. Но иногда оно может проходить на фоне игры или другой деятельности. Дети могут разговаривать между собой на отвлеченные темы, рассказывать о том, где они были, что видели, делится желаниями, интересами, обсуждать других людей и т.п. Зарождается личностное отношение к сверстнику - эмоциональная вовлеченность в его переживания, умение видеть в партнере его настроения, желания и предпочтения; появляется возможность в споре прийти к компромиссу. Игра же к концу дошкольного возраста меняется, и взаимодействие все чаще происходит на уровне реальных отношений (обсуждение правил и подготовка к игре) и все меньше на уровне ролевых позиций.

Формируется дружба. Дошкольники могут создавать небольшие группы (по 2–3 человека) и оказывать предпочтение близким к себе сверстникам. Могут возникать споры и конфликтные ситуации, на основе того, «кто с кем дружит». От позиции в группе сверстников, зависит эмоциональное благополучие ребенка, которое определяет, насколько он усваивает нормы отношений с другими людьми. Поэтому ребенку очень важно общение с детьми своего возраста и умение выстраивать с ними совместную игру , контакт и диалог.

Подробнее о том, как развивать социальное общение ребенка, мы говорим в статье

В пункте 3.2.5. Федерального государственного стандарта дошкольного образования перечислены следующие условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1. обеспечение эмоционального благополучия через:

· непосредственное общение с каждым ребенком;

· уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2. поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

· создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

· создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

· недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3. установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

· создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

· развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

· развитие умения детей работать в группе сверстников;

4. построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

· создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

· организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

· поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

· оценку индивидуального развития детей;

5. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе путем создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Система деятельности, позволяющая ребенку осваивать реальную и виртуальную среду, через игру, моделирование и конструирование, через использование современных информационных технологий и ресурсов

Общие основания

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.


Все виды деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность моделирования состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране любого электронного устройства. Возможности использования современных информационных технологий, ресурсов, электронных устройств позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения электронные образовательные ресурсы позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и, что очень актуально в дошкольном возрасте, - обучить самостоятельно приобретать новые знания.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...